105066, Москва,
ул. Новорязанская, д. 29
т/ф (499) 265-6166,
zverev@rinet.ru


29 февраля 2016 года, в понедельник, в 19.00


Михаил Косолапов & Co


FirstByFirst: регата вместо произведения








Gumbo-ретроспектива с элементами оскотинивания и катарсиса.

Граница между жизнью и искусством размыта и трудноразличима. Художник делает искусство из своей и чужой жизни. Жизнь делается искусством в той мере, в которой обустраивается по законам композиции, экспонируется и выдается художником за таковое. Автор жрет водку, засыпает на полу в галерее и вот вам – «художник вместо произведения» — пощечина общественному вкусу, нате! Активист позирует на фоне горящих дверей учреждения, приколачивает яйца к брусчатке и вот вам — «действие вместо произведения». Кураторы, художники, искусствоведы неделями дискутируют за «круглыми столами» о проблемах современного искусства и это – «бьеннале вместо произведения». Художники выпускают тараканов в зале суда, селят на время леопардов в галерее, охраняют в качестве собаки музей и это – «бестиарий вместо произведения». Вариаций много, они разные, но доказывают одно, ставшее общим местом, утверждение: все есть произведение, все может быть вместо произведения.

С 2009 года, когда мы с приятелем придумали (поначалу без планов на будущее) первую парусную регату FirstByFirst «для своих», проведение регат сделалось для меня почти работой и значительной частью жизни – то есть, стало материалом, веществом из которого делается искусство. Хорошее, плохое искусство – не имеет значения. Важнее то, что парусная регата рассматривалась мной именно как искусство, как эстетический эксперимент, интерактивная open air выставка, на которой в качестве зрителей – «матросня», яхтсмены-любители. То есть, конструировалась ситуация «мы все участники регаты», когда не разберешь кто художник, а кто зритель.

За 6 лет, 15 регат и сотни (а может и тысячи) участников накопилось довольно много материальной и цифровой «документации» наших коллективных действий под парусами. Они не слишком интересны как искусство (на мой вкус), но чудовищно любопытны как предметы и приметы «уходящей натуры», как некий современный лубок, как материальные объекты «урбанистической субкультуры» конца первого – начала второго десятилетия XXI века – эпохи сравнительного процветания и достатка, когда обеспеченные горожане внезапно устремились в моря и в один момент оказались яхтсменами.

Эта выставка – первая попытка осмысления и подведения итогов. Видео, фото, одежда, медали и дипломы, эскизы, флаги вперемешку с некоторыми (подвернувшимися под руку) моими работами примерно того же времени с разных выставок в разных странах. Помню, как на рассвете, в день окончания FirstByFirst 3.0 вместо Москвы, не просыхая и не просыпаясь, я полетел на выставку ‘Verge’ — монтировать сталактит, и до ночи, как физрук среди дизайнеров, носился по университету Statale di Milano в просоленном непромоканце. Или через год, во время ралли Don’t Panic Ocean ловил у Гибралтара социальную сеть и удаленно следил за точностью реконструкции узелковой скульптуры “Непрямое политическое высказывание” на выставке номинантов премии Кандинского в “Ударнике”. Регаты и выставки — едины, как модуляции опыта, как разная одежда по случаю: меняешь “флис” и термобелье на кимоно или смокинг — и вперед. И весь этот gumbo-джаз и gumbo-суп!

Персональная благодарность всем соавторам регат FirstByFirst разных лет. Спасибо, Илья Андреев (яхт-клуб Навигатор), Денис Стуликов (дизайн-бюро Wowhouse), Роман Сазыкин, Алена Шелуханова, Леонид Дубейковский, Артур Гроховский (Yacht Russia), Олег Гусев (яхт-клуб Навигатор), Виктор Мартышов (яхтенное агентство Atlas), Мария Елфимова, Александр Медведев — без вас все было бы по-другому!

P.S. Gumbo – креольский суп-рагу, готовится так: все, что есть – овощи, фрукты, мясо, рыба, устрицы, колбаса, сыр — кидается в кастрюлю, варится в густом остром соусе и засыпается перцем.