Света Литвак

Акция “ЛЕСНАЯ БИБЛИОТЕКА” проводится Клубом литературного перформанса с 26 октября 2005 года.

Я всё это время (с осени) наблюдаю реакцию на акцию. Прежде всего, я ждала протестов с двух сторон: со стороны экологов и со стороны читателей книг. Поскольку событие не было широко афишировано, то не было и широкого обсуждения. И резких протестов соответственно. Наконец, я почувствовала некоторое ревнивое отношение со стороны местной дачницы: мол, поэты думают, что, оставляя что-то в лесу после себя, они обозначают некую зону искусства, создают нечто значимое, а на самом деле просто засоряют лес (и я с ней полностью согласна). А со стороны ценителей книг слабо возмутилась Фаина Гримберг. Она предложила лучше приносить книги к ней домой, чем в лес. Глубоко возмутила эта акция Евгения Телишева: “Глупость, просто глупость!” Естественно, истинному преданному читателю дико представить, что хорошие книги отправляют гнить в лес.

Остальные воспринимали происходящее с любопытством или одобрением. Но всё-таки каждый старался для себя как-то это объяснить:

*забавное развлечение, красивый жест, хороший материал для пиара (Сербия);

*типичная акция – продукт “современного искусства”, банальная стратегия безликого потока выпендрёжа;

*просветительская деятельность – книга в массы, книги переносятся в лес для удобства читателя – захотел, сел на пенёк – а вот тебе книжка! Здесь уместны вопросы: а вы книжки в полиэтилен заворачиваете? У вас там, в лесу книжные полки? “Лесную библиотеку” даже ставили в ряд с изобретением компьютерной книги (библиотеки), которую можно читать где угодно. Поэтому нам приносили и авторские книги, тщательно упакованные, чтобы на них влияние природы было минимальным. Одна участница принесла было такую самодельную книгу, но увидев, что из себя представляет “библиотека”, унесла книгу обратно;

*повод устроить пикник в лесу;

*повод почистить свою домашнюю библиотеку, приносить “плохие”, ненужные книги, стихи графоманов, над которыми можно посмеяться, почитав их вслух. Отсюда – неподдельный ужас при виде новенького томика Лермонтова или зачитанного почтенного Гоголя.

Зачем же я всё это делаю? Для меня постепенно начинают проясняться некоторые предпосылки возникновения идеи.

Конечно, это любовь к книге. Конечно, это эротическая акция. Грубо говоря, это акт садизма.

В то же время я ненавижу современную книгу. Когда я прихожу в книжный магазин, у меня портится настроение. Современная книга в блестящей пёстрой обложке предлагает себя как проститутка. Современная книга (КНИГА!) стремится подражать глянцевому журналу (!). В том числе и своим содержанием. Книга вообще привыкла к комфорту: она живёт в прекрасных зданиях, на удобных полках, полированных журнальных столиках… А каково ей придётся в заснеженном русском лесу? Книга виновата, она должна пройти очищение на лоне природы. Книга пришла из леса – пускай уходит в лес.

Любовь и ненависть. Книга предала меня. И это моя месть книге.

В детстве я была страстной читательницей. Но книга мне не давалась. Она была где-то, но не у меня. Это было первое предательство.

Нам рассказывали, как Владимир Ильич в детстве воспитывал силу воли. Он заставлял себя прерывать чтение на самом интересном месте для того, чтобы сделать что-то не очень интересное, но “полезное”. Я тут же начала пробовать. Это было мучительно, это было самоистязание. Но я научилась захлопывать книгу и не читать, когда очень хочется.

Затем произошла отвратительная история в школьной бибилиотеке с чтением тайком “нелегальной” литературы по гигиене юноши и девушки. Сначала меня обвинили в воровстве (!) книги, затем долго мучили, объясняя, что интересоваться этой темой девочке в таком возрасте не следует. Двойной оглушительный стыд. Книга предала меня во второй раз. Я перестала посещать бибилиотеки.

И сейчас, понимая что мне уже никогда не прочесть почти ничего, я терзаюсь при одном виде хорошей книги. Книга для меня – символ стыда и горького предательства.

Теперь многое стало яснее?

Но это лирика. Вообще-то, этот проект букартистский. Книга, в данном случае, не должна выполнять свою основную фукцию – быть прочитанной. Конечно, она – объект. Изначально идея родилась при виде найденной случайно в лесу книги, которая явилась прекрасным образцом природного бук-арта. Вросшая в пень, книга одеревенела и приобрела замысловатую неправильную форму. Текст превратился в неразборчивую череду знаков. О цвете обложки напоминали лишь мелкие жёлтые крапинки. Захотелось выращивать такие книги в лесу как цветы или особые породы животных. Таким образом, идея носила характер чистого любования метаморфозами: превращением книг для чтения в книги – бук-арт. И ведь это также творение природы. А насчёт экологии… Книги не разбросаны, они компактно хранятся в пределах небольшого пространства, они экологически чисты. И они не брошены. Библиотека регулярно посещаема. И книги, достигшие определённой зрелости, будут забираться из леса, пока ни одной там не останется.

Промежуточная выставка “Лесной книги” состоится 21 марта в Зверевском центре современного искусства в 16.00.

февраль 2006